Экспертные материалы

Медиация в бизнесе. Перспективы и развитие.

О перспективах применения медиации в бизнесе, в частности малом и среднем.

Суд или медиация?

Сравним обращение в суд и помощь медиатора.

Случаи применения медиации

В каких случаях действительно стоит обращаться к профессиональному медиатору.

Медиация в бизнесе. Перспективы и развитие.

Несмотря на то, что решение спорных вопросов в бизнесе с помощью медиации даёт большие преимущества, в среде российских предпринимателей о медиации,к сожалению, пока мало известно. Так чем же хороша медиация для бизнесменов? Медиация в бизнесе дает возможность значительно сэкономить финансовые и временные затраты на решение практически любых споров, возникающих как между юридическими, так и между физическими лицами в том случае, если конфликт затрагивает их интересы. Но кроме того, решение спорных вопросов в досудебном порядке через бизнес-медиацию оставляет возможность дальнейшего сотрудничества между участниками конфликта. Чего не скажешь при варианте вынесения судебного решения. ? хотя, как говорилось выше, медиация в бизнесе ещё не стала популярным методом разрешения спорных вопросов, но опыт её успешного применения уже есть, и не малый. ? на основании уже имеющегося опыта я предлагаю порассуждать об особенностях применения медиации в бизнесе и о перспективах ее развития.

Для начала необходимо отметить, что медиация в крупном бизнесе и медиация в среднем и малом бизнесе имеют свои особенности и различия. По этой причине предлагаю рассматривать их по-отдельности.

Медиация в крупном бизнесе

Многие собственники и руководители крупных коммерческих структур, а особенно те, кто работает с зарубежными партнёрами, о медиации, конечно же, знают, но, к сожалению, широко её не применяют. ? на это есть ряд причин. Во-первых, в каждой такой компании,как правило, есть мощный юридический департамент с большим штатом первоклассных юристов, и отстаивать интересы работодателя в суде — это их основная задача. Но даже если допустить, что юристы компании проявят желание решать спорные вопросы с помощью медиатора, то мы сразу же столкнёмся со следующими трудностями: полномочия юриста ограничиваются, как правило, правом озвучивать позицию своей компании в суде, подавать ходатайства, предоставлять доказательства и оспаривать доказательства оппонентов. Далее решение выносится судьёй. Сам юрист никаких решений по предмету спора принимать не уполномочен, и при таких условиях проводить переговоры с участием медиатора бессмысленно. А сами руководители или собственники бизнеса участвовать в разрешении спорных вопросов уровня юридического департамента, скорее всего, не станут. Конечно, есть уровень конфликтов, в которых руководство компании принимает непосредственное участие, но на переговоры такого уровня вряд ли будут приглашать стороннего медиатора. Большие деньги любят тишину. Если на таких переговорах и работают специалисты по медиации, то о них никто не знает. В связи с этим ожидать широкого спроса на медиаторов от крупных коммерческих структур вряд ли стоит, во всяком случае в ближайшее время. Только в том случае, если применение медиации будет прописываться в контрактах как обязательная мера досудебного урегулирования споров, её применение в крупном бизнесе будет развиваться. Кстати, многие зарубежные компании в обязательном порядке включают в свои контракты такой пункт.

Медиация в малом и среднем бизнесе

Среди компаний малого и среднего бизнеса медиация, как альтернативная процедура решения споров, имеет довольно большие перспективы. В отличие от крупного бизнеса, в малых и даже средних компаниях, как правило, отсутствуют штатные юристы. Для таких предприятий суд — это шок. В лучшем случае у них есть проверенный юрист, который уже ранее представлял в суде их интересы или интересы их хороших знакомых... А если нет — им приходится искать юридическую помощь на просторах интернета, а к чему это может привести, я думаю, объяснять не стоит. Но даже если проверенный юрист есть — он может быть занят в самый неподходящий момент. Да и стоимость таких услуг довольно высока, а результат не гарантирован. В общем, высокие риски при высокой стоимости и непонятных сроках. Сроки судебных разбирательств, а особенно в арбитражных судах, неприемлемо длительные. По практическому опыту можно смело заявить, что до вынесения арбитражным судом окончательного решения пройдёт не менее года. А малое предприятие это может привести к полному разорению. Ведь малый и средний бизнес иногда существует только за счёт одного или двух контрактов. Полученных средств зачастую хватает только на погашение текущих расходов, а прибыль, по сути, является заработной платой собственника, на которую он и кормит свою семью. В общем не до жиру. Так вот, если спор с партнёрами дойдёт до суда, то, скорее всего, обязательства по контракту во время судебного разбирательства исполняться не будут. ? если представить, что это будет длиться хотя бы год, то становится понятно, что через такое длительное время вынесенное судом решение исполнять, скорее всего, будет просто некому. Да и сам вопрос за это время может потерять актуальность. В малом и среднем бизнесе, в отличие от крупного, контракты чаще всего краткосрочные.

Всё вышеперечисленное делает медиацию для компаний малого и среднего бизнеса очень и очень привлекательной. Также нужно заметить, что в небольших компаниях в урегулировании споров участвует, как правило, собственник, который зачастую является и директором. Этот факт значительно повышает эффективность процедуры медиации. То есть стороны непосредственно на месте могут искать компромиссные решения, не апеллируя и не ссылаясь на высшее руководство. А далее, они сами должны будут выполнять принятые ими решения и нести ответственность. На мой взгляд — идеальные условия для конструктивного диалога.

В дополнение хочется отметить ещё несколько особенностей малого и среднего бизнеса, которые также говорят о преимуществах медиации. Очень часто малые предприятия имеют слабо проработанные с юридической точки зрения договора, и решать вопрос в суде по существу спора не всегда представляется возможным. То есть юридическим языком прописано одно, а по факту договорились о другом. Это звучит, возможно, не совсем логично, но к сожалению, реалии малого и среднего бизнеса на сегодняшний день таковы. Кроме того, наличие судебной истории у компании может помешать участию в некоторых тендерах. Даже при подписании контракта с крупной компанией бывают случаи, когда руководство заказчика отказывалось сотрудничать с исполнителем, у которого были судебные тяжбы, пусть даже и выигранные.

К сожалению, немногие предприниматели из среды малого и среднего бизнеса, знакомы с медиацией и с её преимуществами. ? хотя федеральный закон №193 вступил в силу ещё в 2011 году, информированность среди бизнесменов практически отсутствует. Я не хочу никого обвинять, ни государственные органы,ни сообщество медиаторов, но факт остается фактом. При том что развитие медиации выгодно всем, и государству в том числе, так как широкое использование медиации среди предпринимателей неизменно приведёт к разгрузке арбитражных судов, в настоящий момент никто на должном уровне не занимается информационно-просветительской работой среди участников российского бизнеса.

Свидетельства, дипломы и рекомендации

Диплом

Конференция

Диплом 2

Диплом 3

Обратный звонок

Задать вопрос